Технология и эффективность
Источник: Газета «Гудок» выпуск №97 от 10.06.2013г.
Создавалась МСК-01 не только для РЖД, но и вместе с РЖД.
Стремление оказаться в одной обойме с компаниями мирового масштаба по уровню производства оборудования, технологий и сервиса – это то важное качество, которое является двигателем прогресса. И далеко не всем отечественным компаниям оно свойственно. Однако ЗАО «Псковэлектросвар» оно присуще вполне. 30 мая на Октябрьской железной дороге все желающие могли в этом убедиться. Именно в этот день состоялись испытания инновационной передвижной рельсосварочной машины на комбинированном ходу МСК-01. Со временем эта машина, ввиду ее универсальности и высокой мобильности, может стать улучшенной заменой передвижным рельсосварочным машинам на железнодорожном ходу.
Все специалисты кто связал свою жизнь с железной дорогой, кто долгие годы занимался обслуживанием или строительством путевой инфраструктуры, – хорошо понимают, что ЗАО «Псковэлектросвар» – далеко не новичок в российском железнодорожном машиностроении. Да, основной деятельностью предприятия является разработка, проектирование и изготовление тяжелого электросварочного оборудования для предприятий самых различных отраслей промышленности. Но с «железкой» у «Псковэлектросвар» особые долговременные отношения – основанные на опыте и взаимовыгодном сотрудничестве. Стоит ли говорить, что Соглашение № 65 между ОАО «РЖД» и ЗАО «Псковэлектросвар», в рамках которого предприятие разрабатывает, изготавливает и поставляет сварочное и технологическое оборудование для нужд российских железных дорог, было подписано, ни много ни мало – 7 лет назад (в 2006 году). За эти годы предприятие «Псковэлектросвар» не только укрепило свои отношения с железнодорожниками, но и научилось хорошо понимать то, что требуется их стратегическому клиенту, в каком направлении развивается железнодорожная инфраструктура, какие задачи руководство ОАО «РЖД» ставит перед путевым комплексом.
В настоящий момент распространенной тенденцией железнодорожного сектора является сокращение времени и стоимости проведения путевых работ, в связи с чем стремительно растёт спрос на более эффективные и гибкие методы осуществления ремонта, в том числе сварки рельсов в бесстыковой путь в полевых условиях. Понимая запросы РЖД, в 2012 году специалистами ЗАО «Псковэлектросвар» была спроектирована и изготовлена передвижная рельсосварочная машина на комбинированном ходу типа МСК-01», – рассказал вице-президент ГК «Технология металлов» Сергей Дробжев. – По сравнению со стандартной железнодорожной техникой на рельсовом ходу МСК-01 обладает такими преимуществами, как конкурентоспособная цена, мобильность, снижение расходов на эксплуатацию и обслуживание, значительное сокращение времени ремонта железнодорожного пути, что в конечном итоге обеспечивает повышение производительности и ресурсоэффективности осуществления сварочных работ.
В том, что передвижная рельсосварочная машина на комбинированном ходу типа МСК-01 действительно способна в хорошем смысле этого слова поразить путейца, можно было убедиться на самих испытаниях, которые в конце мая проходили в Псковской дистанции пути. Что же собой представляет новинка? Внешне это специализированный автомобиль, способный легко передвигаться по асфальтовому покрытию. Выполнен он на базе автомобильного шасси DAF и укомплектован подвесной рельсосварочной машиной типа МСР-120.01А, а также установкой индукционного нагрева типа УИН. Как можно было увидеть во время испытаний, с задачей сварки рельсов в пути такая техника справляется без особого труда.
С тем, что именно за такими машинами, как МСК-01 и есть будущее, – согласны, пожалуй, и путейцы, и движенцы. И на то есть основания. Применяя машину на комбинированном ходу, можно существенно сократить время, затрачиваемое на работу. Если рельсосварочная машина легко добирается до места сварки – это автоматически сокращает время закрытия перегона. «С точки зрения машиностроения, это шаг вперед. Обычная рельсосварочная машина может прибыть к месту работ только со станции. Здесь же есть возможность подъехать с обочины земляного полотна или использовать переезд. А это сокращение времени «окна» и мобильность. В таких машинах у РЖД большая потребность, ведь имеющийся парк передвижных рельсосварочных машин на железнодорожном ходу недостаточен, – рассказал начальник отдела технологии работы средств диагностики и контроля рельсосварочных работ ЦДИДМ Алексей Лёвушкин. – В качестве примера он привел реальные цифры. Ежегодный план по сварке – это более 90 тысяч стыков. Выделять больше «окон» в условиях имеющейся непростой ситуации на сети дорог – просто нереально. Справиться с задачами по ремонту, которые ставит руководство инфраструктурного блока компании, можно лишь увеличивая выработку. А этого нельзя достичь, не улучшив мобильность и эффективность используемых машин». Вот тут на помощь и должна прийти МСК-01. Ее оперативное прибытие к месту выполнения работ позволит повысить выработку в условиях сокращенного времени «окна», а это, в свою очередь, – экономия ресурсов. «Как было уже отмечено, значимым конкурентным преимуществом МСК-01 по сравнению со стандартной путевой техникой на рельсовом ходу является осуществление сварочных работ, с возможностью подъезда со стороны земляной насыпи железнодорожного полотна, не заезжая непосредственно на железнодорожный путь, – рассказал генеральный директор ЗАО «Псковэлектросвар» Вячеслав Стрелин. – При этом мы готовы выехать, по сути, по первому свистку».
Чтобы попытаться понять, что еще позволяет МСК-01 выделяться в лучшую сторону среди аналогов, достаточно изучить «начинку». Сварка стыка осуществляется подвесной рельсосварочной машиной МСР-120.01А, которая предназначена для контактной стыковой сварки рельсов различных типов пульсирующим или непрерывным оплавлением с натяжением плети. Подвесная рельсосварочная машина устанавливается на стык с помощью гидравлического манипулятора, обеспечивающего поворот подвесной машины на 60 градусов в обе стороны для работы на прилегающем пути. Грузоподъемность манипулятора составляет 4,5 тонны, вылет стрелы – 4 метра. Сварочная машина МСР-120.01А внесена в «Реестр типов оборудования, допущенного к сварке рельсов на сети ОАО «РЖД» и является серийно выпускаемым промышленным оборудованием.
При этом рельсосварочная машина типа МСР-120.01А, если сравнивать ее с аналогичной машиной типа К922-1, имеет ряд преимуществ. Ее конструктивные особенности обеспечивают более высокие эксплуатационные характеристики. Например, в процессе эксплуатации нет нужды в постоянном контроле и регулировке взаимного положения силовых и токоподводящих губок. А быстро изнашиваемыми деталями являются только четыре электрода, против восьми в К922-1. При этом, токоподводящие электроды электрически изолированы от планок силового зажима и корпуса машины, что обеспечивает повышенную стабильность режимов сварки. При всем этом, стоимость рельсосварочной машины составляет 9 млн. рублей, вместо 15 млн. рублей за аналог К922-1. «А технические особенности нашей сварочной головки дают больший срок эксплуатации, качество и надежность. Кроме того, в техническом обслуживании наша головка дешевле», – уточнил заместитель гендиректора по сервисному обслуживанию ЗАО «Псковэлектросвар» Сергей Антоненко.
Сварочная машина МСР-120.01А способна работать как по методу непрерывного, так и по методу пульсирующего оплавления. Последний дает более равномерный нагрев. Структура металла при этом меньше нарушается, что дает ему однородность. Иными словами, улучшается качество сварки. Для снижения остаточных напряжений и стабилизации свойств металла по завершении шлифовки сварной стык проходит термообработку высокочастотной установкой индукционного нагрева типа УИН. «Если сравнивать с единственным аналогом, который используется в Приволжской дирекции инфраструктуры, то там этого нет. К тому же здесь сварочная головка использует метод натяжения плети. Это значит, что увеличится производительность, а это очередное снижение расходов, экономия времени, плюс надежность», – оценивает работу машины Алексей Лёвушкин.
Обладая таким внушительным набором полезных характеристик, сама машина вдвое дешевле аналога, который сейчас используется на сети дорог. При этом невысокая цена идеально вписывается в политику ОАО «РЖД» по снижению стоимости услуг. «Расчетная стоимость нашей услуги уже на 10% ниже, чем сварка передвижной рельсосварочной машиной на железнодорожном ходу. Вероятно, это даже не предел. Выигрыш по экономике будет и за счёт скорости», – отмечает коммерческий директор ЗАО «Псковэлектросвар» Дмитрий Гудкин.
До конца 2013 года ЗАО «Псковэлектросвар» предоставит услуги ОАО «РЖД» по сварке машиной МСК-01 стыков в пути в пределах Октябрьской дирекции инфраструктуры. В дальнейшем начнется серийное производство передвижных рельсосварочных машин на комбинированном ходу. Первые 10 экземпляров будут предложены сети ОАО «РЖД» уже в 2014 году. При этом ЗАО «Псковэлектросвар» будет гарантировано предоставлять услуги по обучению персонала и обслуживанию техники на базе своего сервисного центра, что, безусловно, является настоящим прорывом в сфере предоставления услуг ОАО «РЖД». Учитывая, что почти все сварочное оборудование, которое сейчас используется на ОАО «РЖД», произведено за рубежом, появление МСК-01, по сути, должно со временем нивелировать уже ставшую, казалось бы, привычной зависимость от иностранного поставщика деталей и его дорогого сервисного обслуживания. Не случайно ведущие специалисты российского путевого комплекса смотрят сегодня на МСК-01 с большой долей надежды и гордости. Ведь создавалась эта машина не только для РЖД, но и вместе с РЖД.
Справка.
ЗАО «Псковэлектросвар», входящее в состав Группы компаний «Технология металлов» – уникальное российское предприятие, специализируется на проектировании, изготовлении и комплексной поставке надёжного современного тяжёлого электросварочного оборудования.
Крупнейшими реализованными проектами «Псковэлектросвар» являются: комплексная модернизация технологических линий сварки рельсов на РСП-17 Российских железных дорог, РСП-14 Узбекских железных дорог, РСП станция Луговое Казахских железных дорог, предприятия по сварке рельсов Solcar Республики Куба; проектирование, строительство и сдача «под ключ» рельсосварочного предприятия на производственной базе Рас-Лануф (Ливия); поставка оборудования для модернизации действующей линии сварки рельсовых плетей, а также проектирование, строительство и сдача «под ключ» новой линии РСП Сальяны Азербайджанских железных дорог.
Анна Язмак